Preview

Вооруженные нападения на образовательные учреждения: социально-психологические и информационные проблемы безопасности образовательной среды в России и за рубежом

https://doi.org/10.25016/2541-7487-2023-0-1-87-99

Аннотация

Введение. История вооруженных нападений на учебные заведения берет свое начало из США, однако, за последние десятилетия данное социальное явление распространяется в другие страны, в том числе, и в Россию. Массовые трагедии в обществе, которые связаны с гибелью подрастающего поколения, вызывают большую тревогу у всех слоев населения и требуют проведения комплексных мероприятий по профилактике и их предотвращению.
Цель – выявление комплекса факторов социальной среды, в которой формируется личность «школьного стрелка», и поиск различных подходов по профилактике и предотвращению школьных нападений на учебные заведения разного уровня (детские сады, школы, вузы).
Методология. Объектом нашего исследования стала проблема вооруженных нападений на учебные заведения, представленная в научных публикациях (статьи, тезисы и монографии) на русском и английском языке. Для поиска публикаций использовали реферативно­библиографические базы данных: Российский индекс научного цитирования, Google Scholar, Web of Knowledge, Mendeley, ResearchGate, Scopus, Academia.edu. В ходе информационного поиска найдено 127 тыс. публикаций, содержащих данные по конкретным случаям вооруженных нападений, а также рассматривавших комплекс социально-психологических и информационно-культурных факторов, которые способствовали вооруженным нападениям на учебные заведения и массовым расстрелам людей.
Результаты и их анализ. Проведенный анализ данных по вооруженным нападениям на учебные заведения дает понимание комплексности данного феномена и выделение его в особый вид преступлений. Выявлено, что в США ежегодно случаются массовые расстрелы школьников и студентов, которые связаны со свободным оборотом огнестрельного оружия и его культом. За период с 1974 по 1921 г. в США произошли более 50 крупных вооруженных нападений, где погибли больше сотни людей. В Китае эта проблема также имеет острый характер и связана с быстрыми и глубокими социальными изменениями в стране (реформы, гендерный дисбаланс и демографическая политика). Основным оружием нападения в Китае было холодное (ножи, молотки), от которого погибли не меньше 100 детей. В Европе проблема школьных стрелков, в целом, не критична, единичные случаи отмечены в ряде стран (Германия, Дания и Финляндия). В России отмечается рост вооруженных нападений с применением огнестрельного и холодного оружия. Такие инциденты происходили ежегодно (от 1–4 насильственных актов) и были связаны со снижением жизненного уровня россиян, ростом агрессии и нарастанием социально-психологической дезадаптации населения. Для решения этой проблемы необходим комплексный подход, который условно можно разделить на технический и социальный аспект. С технической стороны он связан с неудовлетворительным использованием на территории школы (предшкольных, школьных и внутришкольных) видеоохранных систем, заградительных барьеров, проведением тотальных досмотров. Однако в профилактических мерах необходим более эффективный социальный аспект, который выражается в расширении и углублении социально-коммуникативных связей «ученик – администрация / учителя школы – родители», которые снизят влияние многих асоциальных факторов и агрессивных актов насилия в школьной среде.
Заключение. Комплексный анализ российской и зарубежной литературы по проблеме вооруженных нападений на учебные заведения позволяет предположить, что данный феномен является самостоятельным психосоциальным явлением. Используемый системный подход при изучении этого феномена позволил создать гипотетический портрет «школьных стрелков» и формирующий комплекс социальных и личностно-типологических индикаторов личности «стрелка» (социальная изоляция; отсутствие у личности способности справляться с жизненными трудностями: провалы в учебе, конфликты в учебных заведениях и семье; слабая интегрированность в систему социальных связей как в школе, так и вне ее; снижение самооценки и проблемы идентичности, в частности гендерной).

Об авторах

В. В. Глебов
Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН
Россия

Глебов Виктор Васильевич – канд. психол. наук, ст. науч. сотр.

117997, Москва, ул. Профсоюзная, д.65



В. В. Шевцов
Российский университет дружбы народов
Россия

Шевцов Василий Викторович – канд. техн. наук, директор Департамента информ. технологий, зав. каф. информ.
технологий в непрерывном образовании

 117198, Москва, ул. Миклухо-­Маклая, д. 6



Д. Н. Ефремова
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Ефремова Диляра Набиулловна – канд. психол. наук доц., каф. нейро- и патопсихологии

 



Список литературы

1. Глебов В.В., Аракелов Г.Г., Питкевич М.Ю. Агрессия как дезадаптивное поведение в детско-молодежной среде: теоретические и прикладные аспекты психологических и психофизиологических исследований: учеб. пособие. М., 2018. 106 с.

2. Глухарев Д.С. Предупреждение террористических актов на объектах системы образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2014. Т. 6, № 2. C. 10–13.

3. Давыдов Д.Г., Хломов К.Д. Массовые убийства в образовательных учреждениях: механизмы, причины, профилактика // Национальный психологический журнал. 2018. № 4 (32). С. 62–76. DOI: 10.11621/npj.2018.0406.

4. Карпов В.О. Культ Колумбайна: основные детерминанты массовых убийств в школах // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2018. № 4 (34). С. 442–446.

5. Орлов В.В. О терминологическом наполнении понятий «колумбайн», «скулшутинг» и «вооруженные нападения на учебные учреждения» // Теория и практика социогуманитарных наук. 2022. Т. 2, № 18. С. 21–27.

6. Протопопова Е.Г., Казенная Е.В. Нападения на учебные заведения: феномен «скул шутинг» (скулшутинг) и психологические аспекты безопасности образовательной среды // Образование личности. 2019. № 1. С. 12–19.

7. Родионова О.М., Глебов В.В. Немотивированная агрессия в различных социальных группах – угроза социальной стабильности и безопасности современного мегаполиса // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2007. № 1. С. 42–48.

8. Суходольская Ю.В. Скулшутинг как самостоятельный криминологический феномен // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2020. № 3 (77). С. 117–120.

9. Фокс С., Хардинг Д.Д. Стрельба в школах как вид организационного отклоняющегося поведения // Социология образования. 2005. № 10. C. 42–44.

10. Шайгерова Л.А., Шилко РС., Зинченко Ю.П., Долгих А.Г., Ваханцева О.В. Культурная детерминация психического здоровья и психологического благополучия: методологические вопросы // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2018. № 2. С. 3–23.

11. European report on preventing violence and knife crime among young people / Eds: D. Sethi, K. Hughes, M. Bellis, F. Mitis, F. Racioppi ; World Health Organization. Copenhagen : WHO. 2010. Vol. 17. 116 p.

12. Fox J.A., Levin J. Mass murder: An analysis of extreme violence // Journal of Applied Psychoanalytic Studies. 2003. Vol. 5, N 1. P. 47–64. DOI: 10.1023/A:1021051002020

13. Gerard F.J., Whitfield K.C., Porter, L.E., Browne K.D. Offender and offence characteristics of school shooting incidents // Journal of Investigative Psychology and Offender Profiling. 2016. Vol. 13, N 1. P. 22–38.

14. Katsiyannis A., Whitford D.K., Ennis R.P. Historical Examination of United States Intentional Mass School Shootings in the 20thand 21st Centuries: Implications for Students, Schools, and Society // Journal of Child and Family Studies. 2018. Vol. 27. P. 2562–2573. DOI: 10.1007/s10826-018-1096-2.

15. Kimmel M.S., Mahler M. Adolescent masculinity, homophobia, and violence Random school shootings, 1982–2001 // American Behavioral Scientist. 2003 Vol. 46, N 10. P. 1439–1458. DOI: 10.1177/0002764203046010010.

16. Klein J. The bully society : school shootings and the crisis of bullying in America’s schools. New York : New York University Press. 2012. 307 p.

17. Lankford A. Mass Shooters in the USA, 1966–2010: Differences Between Attackers Who Live and Die // Justice Quarterly. 2015. Vol. 32, N 2. P. 360–379. DOI: 10.1080/07418825.2013.806675.

18. Lemieux F. Effect of Gun Culture and Firearm Laws on Gun Violence and Mass Shootings in the United States: A Multi-Level Quantitative Analysis // International Journal of Criminal Justice Sciences. 2014. Vol. 9. P. 74–93.

19. Levin J., Madfis E. Mass Murder at School and Cumulative Strain A Sequential Model // American Behavioral Scientist. 2009. Vol. 52, N 9. P. 1227–1245. DOI: 10.1177/0002764209332543

20. Littleton H., Axsom D., Grills-Taquechel A.E. Longitudinal evaluation of the relationship between maladaptive trauma coping and distress: examination following the mass shooting at Virginia Tech // Anxiety Stress and Coping. 2011. Vol. 24, N 3. P. 273–290. DOI: 10.1080/10615806.2010.500722

21. Madfis E. In search of meaning: are school rampage shootings random and senseless violence? // The Journal of Psychology Interdisciplinary and Applied. 2017. Vol. 151, N 1. P. 1–15. DOI: 10.1080/00223980.2016.1196161.

22. Meindl J.N., Ivy J.W. Mass shootings: The role of the media in promoting generalized imitation // American Journal of Public Health. 2017. Vol. 107. P. E1–E3. DOI: 10.2105/AJPH.2016.303611.

23. Oksanen A., Hawdon J., Räsänen P. Glamorizing Rampage Online: School Shooting Fan Communities On YouTube // Technology in Society. 2014. Vol. 39. P. 55–67. DOI: 10.1016/j.techsoc.2014.08.001. 13

24. Oksanen A., Kaltiala R., Holkeri E., Lindberg N. School shooting threats as a national phenomenon: comparison of police reports and psychiatric reports in Finland // Journal of Scandinavian Studies in Criminology and Crime Prevention. 2015. Vol. 16, N 2. P. 145–159. DOI: 10.1080/14043858.2015.1101823.

25. Peterson J.K., Silver R.C. Developing an understanding of victims and violent offenders: The impact of fostering empathy // Journal of interpersonal violence. 2017. Vol. 32, N 3. P. 399–422. DOI: 10.1177/0886260515586361.

26. Rocque M. Exploring school rampage shootings: Research, theory, and policy // The Social Science Journal. 2012. Vol. 49, N 3. P. 304–313. DOI: 10.1016/j. soscij.2011.11.001.

27. Serious Case of Shooting-Navigation. The New York Times. 1853. November 3.

28. Van Brunt B. Ending Campus Violence: New Approaches to Prevention. New York : Taylor & Francis Group. 2012. 392 p.

29. Van Sparrentak M., Chang T., Miller A.L., Nichols L.P. [et al.]. Youth opinions about guns and gun control in the United States // JAMA pediatrics. 2018. Vol. 172, N 9. P. 884–886. DOI: 10.1001/jamapediatrics.2018.1746.


Рецензия

Для цитирования:


Глебов В.В., Шевцов В.В., Ефремова Д.Н. Вооруженные нападения на образовательные учреждения: социально-психологические и информационные проблемы безопасности образовательной среды в России и за рубежом. Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2023;(1):87-99. https://doi.org/10.25016/2541-7487-2023-0-1-87-99

For citation:


Glebov V.V., Shevtsov V.V., Efremova D.N. Armed attacks in educational institutions: social, psychological and informational problems of education security in Russia and abroad. Medicо-Biological and Socio-Psychological Problems of Safety in Emergency Situations. 2023;(1):87-99. (In Russ.) https://doi.org/10.25016/2541-7487-2023-0-1-87-99

Просмотров: 421


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-4441 (Print)
ISSN 2541-7487 (Online)