Preview

Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях

Расширенный поиск

ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ОКАЗАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ПЕРЕЖИВШИМ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ

https://doi.org/10.25016/2541-7487-2016-0-1-98-107

Аннотация

По данным Российского индекса научного цитирования (http://elibrary.ru/), на 01.02.2016 г. найдено 278 публикаций, изданных на русском языке в 2004–2015 гг. и посвященных арт-терапии у детей. Рассмотрены особенности арт-терапевтического метода, показаны его основные направления и задачи, описаны возможности и преимущества применения методов арт-терапии при психологической помощи и работе с детьми, находившимися в кризисных и чрезвычайных ситуациях. Методики арт-терапии органично вписывались в игровую деятельность детей, не создавали дополнительного напряжения для ребенка, который испытывал стресс после перенесенной чрезвычайной ситуации. Они отвлекали детей от значимых переживаний, оживляли сферу физических ощущений, заблокированных в результате психической травмы, не развивали утомления, так как базировались на уже сформированных навыках и умениях. На протяжении всего арт-терапевтического занятия у детей поддерживались на достаточном хорошем уровне работоспособность и активность. Кроме того, творческая деятельность способствовала снятию напряжения и оптимизации репертуара защитно-приспособительных реакций.

Об авторе

А. В. Шленков
Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России
Россия

д-р психол. наук проф., нач. каф. психологии и педагогики С.-Петерб. ун-та Гос. противопожар. службы МЧС России (Россия, 196105, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 149)



Список литературы

1. Алексанин С. С., Рыбников В. Ю., Цуциева Ж. Ч. Концепция, принципы, психологические механизмы и структурно-функциональная модель формирования и коррекции посттравматических стрессовых расстройств у детей – жертв террористических актов // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. 2010. № 4, ч. 1. С. 93–98.

2. Артемьева Т. В., Галимарданова Ф. М. Арт-терапия в коррекции страхов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях лекотеки // Актуал. пробл. гуманит. и естеств. наук. 2013. № 1. С. 335–338.

3. Бабушкина Е. В., Тамразян Н. А. Клоунотерапия как технология социально-психологической реабилитации детей в Алтайском крае // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования: сб. науч. ст. междунар. конф. Барнаул, 2015. С. 3021–3023.

4. Башкирова Е. Н. Библиотерапия – продуктивный метод преодоления страхов у детей // Воспитание школьников. 2011. № 7. С. 54–58.

5. Белозорова Л. А. Арт-терапия как средство психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей-дошкольников : автореф. дис. … канд. психол. наук. Курск, 2011. 25 с.

6. Вараксина А. В. Анализ программ коррекции страхов у младших школьников средствами арт-терапии // Молодой ученый. 2015. № 21. С. 700–703.

7. Гришина А. В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования : автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2004. 28 с.

8. Добряков И. В. Клинические особенности острого посттравматического стрессового расстройства у детей // Прикладная юрид. психология. 2008. № 3. С. 53–54.

9. Добряков И. В., Никольская И. М. Краткосрочная кризисная психотерапия детей с посттравматическими стрессовыми расстройствами в рамках модели реабилитации «Добрякова–Никольской» // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2009. Т. 109, № 12. С. 29–33.

10. Добряков И. В., Цуциева Ж. Ч., Яхьяева Л. И. Организация реабилитации жертв террористического акта в Беслане // Прикладная юрид. психология. 2008. № 1. С. 154–155.

11. Дятлова Е. С., Титова О. И. Теоретические основы применения куклотерапии как средства обеспечения психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста // Экономика и управление в современных условиях: материалы междунар. науч.-практ. конф. Красноярск, 2015. С. 35–37.

12. Ждакаева Е. И. Психологическая помощь семьям средствами арт-терапии в условиях дошкольного учреждения // Омск. науч. вестн. 2012. № 1 (105). С. 154–157.

13. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб. : Речь; М.: Сфера, 2010. 313 с.

14. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии. СПб. : Речь, 2008. 340 с.

15. Изотова М. Х., Сорокин В. М. Эмоциональная сфера детей – жертв теракта // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009. № 2/1. С. 216–220.

16. Киселева Т. Ю. Педагогическая арт-терапия как средство обогащения социокультурного опыта младших школьников во временном детском коллективе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Новосибирск, 2009. 22 с.

17. Кекелидзе З. И., Портнова А. А. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2002. Т. 102, № 12. С. 56–62.

18. Копытин А. И. Арт-терапия жертв насилия. М. : Психотерапия, 2009. 140 с.

19. Копытин А. И. Возможности арт-терапии в работе с детьми и подростками // Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам: отечественный и зарубежный опыт : сб. ст. / под ред. А. И. Копытина. М. : Когито-Центр, 2012. 286 c.

20. Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков. Изд. 2-е, стер. М. : Когито-Центр, 2010. 196 с.

21. Кочетова Ю. А. Психологическая коррекция детских страхов // Психологическая наука и образование [Электронный ресурс]. 2012. № 1. С. 250–260. URL: www.psyedu.ru.

22. Кудинова Т. Б. Фольклорная арт-терапия как один из метолов педагогической реабилитации детей младшего школьного возраста // Психология и педагогика: методика и пробл. практ. применения. 2010. № 17. С. 436–440.

23. Кулаков С. А. Арт-анализ в лечении пациентов с пограничными психическими расстройствами // Вестн. психотерапии. 2014. 50 (55). С. 7–29.

24. Куташов В. А., Лаптева И. В. Анализ эффективности использования методов арт-терапии в психологической коррекции страхов у детей 5–9 лет // Молодой ученый. 2016. № 1. С. 653–655.

25. Лысенко Р. Т., Федотова Н. В. Песочная терапия как средство развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста // Детство, открытое миру: сб. материалов межрегион. науч.- практ. конф. Омск, 2015. С. 118–121.

26. Максимова С. В. Арт-терапия в социальной работе с детьми, подвергшимися насилию в семье // Арт-терапия в системе социальной адаптации граждан: современное состояние, проблемы, пути решения: межрегион. науч.-практ. конф. Ульяновск, 2014. С. 118–124.

27. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам: отечественный и зарубежный опыт : сб. ст. / под ред. А. И. Копытина. М. : Когито-Центр, 2012. 286 c.

28. Мэрфи Дж. Арт-терапия в работе с детьми и подростками, перенесшими сексуальное насилие / под ред. А. И. Копытина. СПб. [и др.] : Питер, 2001. С. 158–174.

29. Никольская И. М. Кризисная психологическая помощь детям и психологическая защита // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. Безопасности в чрезв. ситуациях. 2012. № 1. С. 97–104.

30. Орлова Л. В. Работа со страхами детей дошкольного возраста с помощью комплекса сенсомоторных и арт-терапевтических упражнений // Науч. жизнь. 2011. № 2. С. 108–111.

31. Повстян Л. А. Возможности арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с социальными сиротами, имеющими нарушения психического развития на донозологическом уровне : автореф. дис. … канд. психол. наук. Томск, 2004. 19 с.

32. Попов Т. Терапия песочными фигурами – эффективный и многообещающий метод арт-терапии // Вестн. по педагогике и психологии Юж. Сибири. 2013. № 3. С. 108–117.

33. Романова Т. А. Музыкотерапия и танцтерапия в воспитательной работе с детьми // Культура и образование: электрон. науч.-практ. журн. 2014. № 6 (10). URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/06/1585.

34. Рыбакова С. Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития. СПб.: Речь, 2007. 144 с.

35. Солтанбекова Б. А. Арт-терапия как метод работы с кризисным состоянием горя в детском возрасте // Материалы глобального партнерства по развитию научного сотрудничества : сб. науч. ст. М., 2015. С. 236–245.

36. Тарабрина Н. В. Психология посттравматического стресса: теория и практика. М. : Ин-т психологии РАН, 2009. 303 с.

37. Тупичкина Е. А., Минакова Е. М. Формирование стрессоустойчивости у дошкольников средствами изотерапии // Дет. сад: теория и практика. 2015. № 7 (55). С. 94–103.

38. Хомяков Д. С. Формирование креативности подростков и старших школьников средствами арт-терапии : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2006. 22 с.

39. Цуциева Ж. Ч. Феноменология и комплексная коррекция посттравматического стрессового расстройства у детей, жертв терроризма: монография. СПб.: Ладога, 2010. 244 с.

40. Цуциева Ж. Ч. Особенности проявлений острых стрессовых расстройств у детей после террористического акта в г. Беслане // Вестн. психотерапии. 2007. № 22 (27). С. 129–131.

41. Цуциева Ж. Ч. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей – жертв террористического акта: особенности, психодиагностика и коррекция // Вестн. психотерапии. 2009. № 32 (37). С. 84–89.


Рецензия

Для цитирования:


Шленков А.В. ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ОКАЗАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ПЕРЕЖИВШИМ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ. Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2016;(1):98-107. https://doi.org/10.25016/2541-7487-2016-0-1-98-107

For citation:


Shlenkov A.V. Art therapy capabilities in psychological assistance to children exposed to emergencies. Medicо-Biological and Socio-Psychological Problems of Safety in Emergency Situations. 2016;(1):98-107. (In Russ.) https://doi.org/10.25016/2541-7487-2016-0-1-98-107

Просмотров: 1909


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-4441 (Print)
ISSN 2541-7487 (Online)