ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ С РАЗЛИЧНЫМ ОПЫТОМ ЭКСТРЕМАЛЬНОСТИ
https://doi.org/10.25016/2541-7487-2015-0-2-100-107
Аннотация
Представлены результаты теоретико-эмпирического изучения связи психологических ресурсов безопасности личности и опыта нахождения субъекта в разных типах экстремальных ситуаций. Под психологическими ресурсами понимались характеристики субъекта, значимые для обеспечения его безопасности. Рассматривались три группы таких ресурсов – познавательные, эмоциональные и мотивационные. Отталкиваясь от значительной вариативности понятия «экстремальность», авторы предложили свою типологию экстремальных ситуаций. Данная типология предполагает выделение экстремальных ситуаций по группам с использованием 2 категорий – обязательность возникновения ситуации и витальности достигаемой субъектом цели. Выделено 4 типа экстремальных ситуаций: I –обязательные с угрозой для жизни и здоровья; II – обязательные без угрозы жизни; III – самоинициированные без угрозы жизни; IV – самоинициированные с угрозой жизни и здоровью субъекта. Дана общая характеристика субъектов типов экстремальных ситуаций, различающихся по наличию свободы воли при попадании в экстремальные ситуации и витальности, связанной с ними угрозы. Представлено сравнительное описание психологических ресурсов безопасности личности (познавательных, эмоциональных и мотивационных) у субъектов 4 типов экстремальных ситуаций и субъектов контрольной выборки. Показано своеобразие психологических ресурсов безопасности, образуемых у субъектов каждого типа экстремальных ситуаций. Сделан вывод, в соответствии с которым возможность управлять своим попаданием в экстремальную ситуацию сочетается с обладанием субъектом большими психологическими ресурсами безопасности личности.
Об авторах
Т. М. КраснянскаяРоссия
д-р психол. наук, проф. каф. педагогики и психологии фил. Ставроп. гос. пед. ин-та в г. Ессентуки (Россия, 357635, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Долина роз, д. 7)
В. Г. Тылец
Россия
д-р психол. наук, проф. каф. педагогики и психологии фил. Ставроп. гос. пед. ин-та в г. Ессентуки (Россия, 357635, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Долина роз, д. 7)
Список литературы
1. Альманах психологических тестов / сост. И общ. ред. Р.Р. и С.А. Римские. М. : КСП, 1995. 400 с.
2. Благодырь Е.М. Формирование представлений о безопасном поведении человека как предмете психологической науки // Прикладная психология и психоанализ [электрон. журн.]. 2011. № 4. URL: http://ppip.idnk.ru/.
3. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986. 286 c.
4. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб. [и др.] : Питер, 2000. 560 с.
5. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. М. : ЭКСМО, 2005. 416 с.
6. Ковдра А.С. Проблема безопасности в современной психологической науке // Сборник научных трудов Sworld. 2011. Т. 20, № 2. С. 25–26.
7. Краснянская Т.М. Психологическая роль ритуала в самообеспечении безопасности личности: ресурсный подход // Прикладная психология и психоанализ [электрон. журн.]. 2014. № 4. URL: http:// ppip.idnk.ru.
8. Краснянская Т.М. Экстремальная ситуация как актуализатор потребности человека в безопасности и развитии // Изв. Юж. федер. ун-та. Сер.: Техн. науки. 2006. Т. 56, № 1. С. 252–258.
9. Маралов В.Г., Смирнова О.В. Психологические особенности сензитивности к угрозам у студентов вузов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 63. С. 36–41.
10. Мильман В.Э. Мотивация творчества и роста: структура, диагностика, развитие. М. : Мирей и Ко, 2005. 166 с.
11. Приходько И.И. Концепция психологической безопасности персонала экстремальных видов деятельности // Информационный гуманит. Портал Знание. Понимание. Умение. 2013. № 3. С. 4.
12. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: методики и тесты. Самара : Бахрах-М, 2001. 672 с.
13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога : учеб. пособие. В 2 кн. 2-е изд., перераб. и доп. М .: ВЛАДОС, 1998. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. 384 с.
14. Рыбников В.Ю., Ашанина Е.Н. Психология копинг-поведения специалистов опасных профессий : монография. СПб. : Политехника сервис, 2011. 210 с.
15. Соболева Е.В. Социально-психологическое обучение стратегиям совладающего поведения субъектов оказания помощи в экстремальных ситуациях // Вестн. Совета молодых ученых и специалистов Челябин. обл. 2014. № 3 (3). С. 42–45.
16. Татьянченко Н.П. Обеспечение личной безопасности военнослужащих по призыву // Педагогика и современность. 2012. № 1. С. 145–149.
17. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологическая безопасность личности в овладении иностранным языком // Europäische Fachhochschule = European Applied Sciences. 2013. № 2. С. 140–142.
18. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Экстремальность в туризме: психологические подходы к самоо-
19. беспечению безопасности [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ [электрон. журн.]. 2012. № 1. URL: http://ppip.idnk.ru.
20. Тырсикова А.Д. Формирование стратегий психологической безопасности студентов вуза : автореф. дис. … канд. психол. наук. Пятигорск, 2012. 23 с.
21. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. 490 с.
Рецензия
Для цитирования:
Краснянская Т.М., Тылец В.Г. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ С РАЗЛИЧНЫМ ОПЫТОМ ЭКСТРЕМАЛЬНОСТИ. Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2015;(2):100-107. https://doi.org/10.25016/2541-7487-2015-0-2-100-107
For citation:
Krasnyanskaya T.M., Tylets V.G. Psychological resources of the security in individuals with various extreme experiences. Medicо-Biological and Socio-Psychological Problems of Safety in Emergency Situations. 2015;(2):100-107. (In Russ.) https://doi.org/10.25016/2541-7487-2015-0-2-100-107