Preview

Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях

Расширенный поиск

Особенности шокогенных травм у пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях на автомобильной дороге федерального значения М-8 «Холмогоры» в Архангельской области

https://doi.org/10.25016/2541-7487-2025-0-1-35-42

Аннотация

Актуальность. Среди основных причин возникновения чрезвычайных ситуаций в России дорожно-транспортные происшествия (ДТП) продолжают занимать ведущее место. При ДТП с медицинскими последствиями особая роль отводится травмам, сопровождающимся шоком. Характер и диапазон шокогенных травм определяются причиной ДТП, сезонными погодно-климатическими условиями, качеством дорожного полотна, тяжестью и видом травматических повреждений, что обусловливает стратегию и тактику оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим на догоспитальном этапе и последующего лечения в стационарах.

Цель – анализ шокогенных травм, возникающих у пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий на федеральной автодороге М-8 «Холмогоры» в Архангельской обл., для установления особенностей причин возникновения, тяжести и вида травматических повреждений в рамках совершенствования оказания экстренной медицинской помощи травмированным на догоспитальном этапе.

Методология. Проведен анализ медицинских документов 49 пострадавших, получивших шокогенную травму при ДТП на ФАД М-8 «Холмогоры» и доставленных для лечения в многопрофильную больницу III уровня – Архангельскую областную клиническую больницу, выполняющую функции травмоцентра. По классификации, предложенной А. В. Капланом и соавт., определены виды травм у пострадавших, по индексу ISS рассчитана тяжесть повреждений, а по критериям, разработанным Е.К. Гуманенко и соавт., сочетанные травмы распределены на тяжелые сочетанные травмы, политравмы и крайне тяжелые политравмы. Для статистического анализа полученных данных использовали программу STATA 12.

Результаты и их анализ. Причинами возникновения шокогенных травм у пострадавших в ДТП на ФАД М-8 «Холмогоры» являются столкновения автомашин (63,2 %), наезд на пешехода (20,5 %) и опрокидывание автомашин (16,3 %) при нарушении правил дорожного движения. При этом больше 50 % от всех ДТП, которые привели к появлению шокогенных травм у пострадавших, произошли зимой. Среди травмированных 90 % пострадавших имели сочетанные травмы, в том числе, наиболее тяжелые – политравмы (55,1 %) и крайне тяжелые политравмы (12,2 %).

Заключение. Большинство тяжелых шокогенных травм пострадавшие в ДТП получили в зимний период года, поэтому для уменьшения конвекционных теплопотерь пострадавшими необходимо укомплектовать машины скорой помощи изделиями для локального обогрева травмированных – эвакуационным термомешком с автономной системой электрообогрева и одеялом с подогревом (термоодеялом). Кроме этого, в машинах скорой помощи целесообразно иметь автономную систему обогрева для переливания инфузионных растворов, особенно в реанимобилях класса C. Для уменьшения плеча медицинской эвакуации травмированных и сокращения времени их транспортировки для оказания экстренной многопрофильной специализированной хирургической помощи необходимо организовать мобильные трассовые пункты на федеральной автодороге.

Об авторах

С. А. Гудков
Северный медицинский клинический центр им. Н.А. Семашко
Россия

Гудков Сергей Андреевич – канд. мед. наук, зав. кабинетом трансфузиологии, врач-анестезиолог- реаниматолог

г. Архангельск, Троицкий пр., д. 115



О. Н. Попова
Северный государственный медицинский университет
Россия

Попова Ольга Николаевна – д-р мед. наук доц., проф. каф. гигиены и мед. экологии

г. Архангельск, Троицкий пр., д. 51



В. А. Кислов
Северный медицинский клинический центр им. Н.А. Семашко; Северный государственный медицинский университет
Россия

Кислов Владимир Александрович – канд. мед. наук, зав. хирургической службой; зав. каф. общей хирургии

г. Архангельск, Троицкий пр., д. 115

г. Архангельск, Троицкий пр., д. 51



Список литературы

1. Алексанин С.С., Шпорт С.В. Проблемы травматизма и безопасности дорожного движения в России // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. 2020. № 4. С. 27–34. DOI: 10.25016/2541-7487-2020-0-4-27-34.

2. Баранов А.В., Мордовский Э.А., Самойлов А.С. Дорожно-транспортный травматизм на федеральной автодороге в регионе с низкой плотностью населения: актуальность проблемы и пути ее решения // Медицина катастроф. 2021. № 2. С. 25–28. DOI: 10.33266/2070-1004-2021-2-25-28.

3. Баранова Н.Н. Проблемы маршрутизации при проведении медицинской эвакуации пострадавших в чрезвычайных ситуациях: результаты SWOT-анализа решений ситуационных задач в условиях пригородной зоны и отдаленного от города района. Сообщение 2 // Медицина катастроф. 2021. № 2. С. 68–76. DOI: 10.33266/2070-1004-2021-2-68-76.

4. Валиев Э.Ю., Каримов Б.Р., Убайдуллаев Б.С., Мирджалилов Ф.Х. Травматический шок: этиология, патогенез, клиника, диагностика // Вестн. экстрем. медицины. 2015. № 3. С. 52–57.

5. Гончаров С.Ф., Баранов А.В. Оказание скорой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на федеральной автодороге М-8 «Холмогоры» в Архангельской области // Медицина катастроф. 2020. № 3. С. 42–46. DOI: 10.33266/2070-1004-2020-3-42-46.

6. Гудков С.А., Барачевский Ю.Е., Попова О.Н., Брагина С.В. Сезонная характеристика шокогенных травм в условиях Арктической зоны Архангельской области // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. 2024. № 3. С. 37–44. DOI: 10.25016/2541-7487-2024-0-3-37-44.

7. Гудков А.Б., Попова О.Н., Небученных А.А., Богданов М.Ю. Эколого-физиологическая характеристика климатических факторов Арктики. Обзор литературы // Морская медицина. 2017. Т. 3, № 1. С. 7–13. DOI: 10.22328/2413-5747-2017-3-1-7-13.

8. Гуманенко Е.К., Завражнов А.А., Супрун А.Ю., Хромов А.А. Тяжелая сочетанная травма и политравма: определение, классификация, клиническая характеристика, исходы лечения // Политравма. 2021. № 4. С. 6–17. DOI: 10.24412/1819-1495-2021-4-6-17.

9. Ерюхин И.А., Гуманенко Е.К. Терминология и определение основных понятий в хирургии повреждений // Вестн. хирургии им. И. И. Грекова. 1991. № 1. С. 55–59.

10. Матвеев Р.П., Гудков С.А., Брагина С.В. Мониторинг региональных детерминантных медико-социальных признаков у пострадавших с шокогенной травмой // Экология человека. 2016. № 1. С. 3–8.

11. Мосягин И.Г. Стратегия развития морской медицины на Арктическом главном региональном направлении национальной морской политики России // Морская медицина. 2017. Т. 3, № 3. С. 7–22. DOI: 10.22328/2413-5747-2017-3-3-7-22.

12. Полушин Ю.С. (ред.). Анестезиология и реаниматология: руководство. СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2004. 720 с.

13. Сафонов А.Ю. Чрезвычайные ситуации на транспорте: понятие, виды, статистическая характеристика // Междунар. журн. гуманит. и естествен. наук. 2022. Т. 8-2, № 71. С. 57–59. DOI: 10.24412/2500-1000-2022-8-2-57-59.

14. Baker S., O’Neill B., Haddon W., Long W. The injury severity score: a method for describing patients with multiple injuries and evaluating emergency care // J. Trauma. 1974. Vol. 3. P. 187–196.


Рецензия

Для цитирования:


Гудков С.А., Попова О.Н., Кислов В.А. Особенности шокогенных травм у пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях на автомобильной дороге федерального значения М-8 «Холмогоры» в Архангельской области. Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2025;(1):35-42. https://doi.org/10.25016/2541-7487-2025-0-1-35-42

For citation:


Gudkov S.A., Popova O.N., Kislov V.A. Specific shock injury severity in victims of road accidents occurring on the M-8 Kholmogory federal highway in the Arkhangelsk region. Medicо-Biological and Socio-Psychological Problems of Safety in Emergency Situations. 2025;(1):35-42. (In Russ.) https://doi.org/10.25016/2541-7487-2025-0-1-35-42

Просмотров: 28


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-4441 (Print)
ISSN 2541-7487 (Online)