Характеристика шокогенных травм у пострадавших в транспортных авариях на автодорогах федерального, регионального и местного значения в Арктической зоне Архангельской области
https://doi.org/10.25016/2541-7487-2024-0-4-14-20
Аннотация
Актуальность. Автомобильный транспорт потенциально обладает высокой травмоопасностью и является причиной дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с медицинскими последствиями, среди которых особое место занимают тяжелые травмы, сопровождающиеся шоком. Автомобильные дороги федерального, регионального и местного значения существенно различаются по виду и качеству покрытия, техническому обслуживанию и содержанию, что отражается на условиях безопасности для водителей и пешеходов.
Цель – провести анализ шокогенных травм у пострадавших в ДТП на автомобильных дорогах федерального, регионального и местного значения в Арктической зоне Архангельской обл. для установления особенностей возникновения, вида и тяжести травматических повреждений.
Методология. По критериям описания серии случаев проанализированы медицинские документы 72 пострадавших, которые поступили в Архангельскую областную клиническую больницу – травмоцентр I уровня с шокогенной травмой, полученной в результате ДТП на дорогах федерального, регионального и местного значения на территории области. Вид травмы, полученной пострадавшими, определен по классификации, предложенной А.В. Капланом и соавт. Выделены травмы: изолированные (один очаг повреждения), множественные (несколько очагов в одной области тела) и сочетанные (несколько очагов в разных областях тела). Сочетанные травмы разделены на 3 категории по критериям, разработанным Е.К. Гуманенко и соавт.: тяжелые сочетанные травмы, политравмы и крайне тяжелые политравмы. Оценка тяжести повреждений проведена по шкале Injury Severity Score (ISS). Для статистического анализа результатов использован пакет программ STATA12.
Результаты и их анализ. Среди ДТП в Архангельской обл., приводящих к возникновению шокогенных травм у пострадавших, 70% происходят на федеральной автодороге М8 «Холмогоры». На федеральной автодороге основным видом ДТП, вызвавшим шокогенные травмы у пострадавших, являются столкновения автомашин (65%), а на региональных и местных дорогах – наезд на пешеходов (52%). Подавляющее большинство пострадавших с шокогенными травмами на федеральной автодороге имеют сочетанные травмы (90%), доля которых уменьшается на региональных и местных автодорогах до 65% (p < 0,001). Пострадавшие на федеральной автодороге М8 «Холмогоры» по сравнению с травмированными на региональных и местных дорогах в 1,4 раза чаще получают наиболее тяжелые механические травмы – политравмы. Наряду с укреплением кадрового и материально-технического обеспечения лечебных медцинских организаций в Архангельской обл., необходимо организовать мобильные трассовые пункты на федеральной автодороге М8 «Холмогоры» для оказания экстренной медицинской помощи как на федеральной, так и на региональных, и местных дорогах.
Заключение. Анализ особенностей возникновения, вида и тяжести шокогенных травм у пострадавших при ДТП в Архангельской обл. на дорогах разного значения позволил обосновать предложения, направленные на снижение числа травмированных. На дороге федерального значения М8 «Холмогоры» необходимо сосредоточить внимание на безусловном выполнении водителями требований к соблюдению правил дорожного движения при обгонах и скоростного режима, в том числе, за счет широкого использования устройств для видеофиксации не только стационарных, но и переносных, а также квадрокоптеров. На дорогах регионального и местного значения особого внимания заслуживает поведение пешеходов: при ходьбе по обочинам вдоль автодорог, пересечении дорог в темное время суток, а также в условиях ограниченной видимости. Безусловно, особая категория пешеходов – лица, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения. Основы безопасного поведения на дорогах должны закладываться человеку с детского дошкольного и школьного возраста.
Об авторах
С. А. ГудковРоссия
Гудков Сергей Андреевич – канд. мед. наук, зав. кабинетом трансфузиологии, врач-анестезиолог-реаниматолог
163000, г. Архангельск, Троицкий пр., д.115
Ю. Е. Барачевский
Россия
Барачевский Юрий Евлампиевич – д-р мед. наук проф., зав. каф. мобилизац. подготовки здравоохранения и медицины катастроф
163069, г. Архангельск, Троицкий пр., д.51
С. В. Брагина
Россия
Брагина Светлана Валентиновна – канд. мед. наук доц., зав. каф. травматологии, ортопедии и воен. хирургии
163069, г. Архангельск, Троицкий пр., д.51
О. Н. Попова
Россия
Попова Ольга Николаевна – д-р мед. наук доц., проф. каф. гигиены и мед. экологии
163069, г. Архангельск, Троицкий пр., д.51
Список литературы
1. Агаджанян В.В., Агаларян А.Х. Факторы, оказывающие влияние на летальность пациентов с шо когенной травмой // Вестн. Рос. акад. естествен. наук. Западно-Сибирское отделение. 2021. № 24. С. 148–150.
2. Алексанин С.С., Шпорт С.В. Проблемы травматизма и безопасности дорожного движения в России // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. 2020. № 4. С. 27–34 DOI: 10.25016/2541-7487-2020-0-4-27-34
3. Гончаров С.Ф., Баранов А.В. Оказание скорой медицинской помощи пострадавшим в дорожно транспортных происшествиях на федеральной автодороге М-8 «Холмогоры» в Архангельской области // Медицина катастроф. 2020. № 3. С. 42–46. DOI: 10.33266/2070-1004-2020-3-42-46
4. Гудков А.Б., Попова О.Н., Небученных А.А., Богданов М.Ю. Эколого-физиологическая характери стика климатических факторов Арктики. Обзор литературы // Морская медицина. 2017. Т. 3, № 1. С. 7–13.
5. Гуманенко Е.К., Завражнов А.А., Супрун А.Ю., Хромов А.А. Тяжелая сочетанная травма и политрав ма: определение, классификация, клиническая характеристика, исходы лечения // Политравма. 2021. № 4. С. 6–17. DOI: 10.24412/1819-1495-2021-4-6-17
6. Дорожное агентство «Архангельскавтодор». Дорожная сеть Архангельской области. URL: https://www/ador.ru/roads/list (дата обращения: 31.07.2024).
7. Евдокимов В.И., Чернов К.А. Медицина катастроф: объект изучения и наукометрический анализ отечественных научных статей (2005–2017 гг.) // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв ситуациях. 2018. № 3. С. 98–117. DOI: 10.25016/2541-7487-2018-0-3-98-117
8. Каплан А.В., Пожарский В.Ф., Лирцман В.М. Множественные и сочетанные травмы опорно-двига тельного аппарата. Основные проблемы // Тр. 3-го Всесоюз. съезда травматологов-ортопедов. М.,1976 С. 29–37.
9. Agrawal A., Galwankar S. What’s new in emergencies, trauma and shock? Traumatic Brain Injury Re search in India: Getting shape, taking momentum // J. Emerg. Trauma Shock. 2015. Vol. 8, N 3. P. 129–130. DOI: 10.4103/0974-2700.160694
10. Baker S., O’Neill B., Haddon W., Long W. The injury severity score: a method for describing patients with multiple injuries and evaluating emergency care // J. Trauma. 1974. Vol. 14, N 3. P. 187–196.
11. Panwar R., Tarvade S., Lanyon N. [et al.]. Relative Hypotension and Adverse Kidney-related Outcomes among Critically Ill Patients with Shock. A Multicenter, Prospective Cohort Study // Am. J. Respir. Crit. Care Med. 2020. Vol. 202, N 10. P. 1407–1418. DOI: 10.1164/rccm.201912-2316OC
12. Patel A., Nguyen P. Acute Kidney Injury in Cardiogenic Shock // Methodist Debakey Cardiovasc. J. 2020. Vol. 16, N 1. P. 68. DOI: 10.14797/mdcj-16-1-68
Рецензия
Для цитирования:
Гудков С.А., Барачевский Ю.Е., Брагина С.В., Попова О.Н. Характеристика шокогенных травм у пострадавших в транспортных авариях на автодорогах федерального, регионального и местного значения в Арктической зоне Архангельской области. Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2024;(4):14-20. https://doi.org/10.25016/2541-7487-2024-0-4-14-20
For citation:
Gudkov S.A., Barachevsky Yu.Е., Bragina S.V., Popova O.N. Characteristics of shock-producing injuries in victims of traffic accidents on federal, regional and local highways in the Arctic zone of the Arkhangelsk region. Medicо-Biological and Socio-Psychological Problems of Safety in Emergency Situations. 2024;(4):14-20. (In Russ.) https://doi.org/10.25016/2541-7487-2024-0-4-14-20