Preview

Общедоступный онлайн-курс как перспективное средство обучения и популяризации первой помощи при остановке сердца

https://doi.org/10.25016/2541-7487-2023-0-2-24-38

Аннотация

Актуальность. Вероятность спасения жизни при остановке сердца зависит от способности очевидцев происшествия вовремя и правильно оказать пострадавшему первую помощь, что требует соответствующей подготовки. При малой доступности очного обучения сердечно-­легочной реанимации (СЛР) важное значение для широкого распространения жизненно важных компетенций в общей популяции приобретает использование альтернативных форм подготовки, включая электронное обучение онлайн.

Цель – изучить личный опыт и отношение слушателей массового открытого онлайн-­курса по базовой СЛР к обучению реанимации, определить перспективы и направления использования дистанционной подготовки онлайн для популяризации и увеличения доступности обучения СЛР.

Методология. В период с июля 2020 г. по август 2022 г. проведен анонимный опрос людей, завершивших русскоязычный массовый открытый онлайн-курс по базовой СЛР. Электронная анкета включала 16 вопросов, предназначенных для сбора сведений об опыте предшествующего обучения СЛР, факторах, препятствовавших прохождению обучения, готовности преподавать принципы СЛР другим людям на добровольных началах, а также демографических данных респондентов. Для анализа данных использованы методы непараметрической статистики.

Результаты и их анализ. Аналитическую выборку составили 4342 респондента, преимущественно жители России (81,1%), женщин было 63,1%, лиц младше 40 лет – 81,2%, не имеющие медицинского образования – 84,9%, учащиеся и студенты – 41,5%. 44,2% респондентов в прошлом (до прохождения настоящего онлайн-­курса) никогда не обучались СЛР, в основном потому, что не задумывались о необходимости такого обучения (39,4% респондентов оказались без опыта обучения СЛР) или не знали, где можно обучиться (34,4%). 76,3% опрошенных подтвердили готовность преподавать принципы СЛР другим людям на добровольных началах. Готовность преподавать СЛР другим людям связана с опытом предшествующего обучения реанимации: доля респондентов, готовых преподавать принципы СЛР, среди обучавшихся реанимации в прошлом составила 77,5%, среди не обучавшихся реанимации – 74,9% (p < 0,05).

Выводы. Слабая информированность населения о важности обучения СЛР и ограниченная доступность обучения составляют главные препятствия для приобретения жизненно важных знаний и навыков. Бесплатное обучение онлайн открывает широкие перспективы для популяризации первой помощи и значительного расширения охвата населения обучением, так как является общедоступным средством для удаленной самоподготовки и может использоваться как компонент смешанного дистанционно-аудиторного обучения. Большинство людей, завершивших онлайн-­обучение, выражают готовность обучать других лиц на добровольных началах, что создает дополнительные возможности для увеличения доступности обучения СЛР.

Об авторе

А. А. Биркун
Медицинская академия им. С.И. Георгиевского, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского; Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи
Россия

Биркун Алексей Алексеевич – д-р мед. наук доц., каф. общ. хирургии, анестезиологии-реаниматологии и скор. мед. помощи, 295051, г. Симферополь, бул. Ленина, д. 5/7;

врач анестезиолог-реаниматолог, 295024, г. Симферополь, ул. 60 лет Октября, д. 30



Список литературы

1. Биркун А.А. Первая помощь при остановке сердца (базовая реанимация). [Электронный ресурс]. URL: https://stepik.org/course/13222/info.

2. Биркун А.А., Алтухова И.В., Перова Е.А. [и др.]. Смешанное дистанционно-аудиторное обучение как альтернатива традиционному аудиторному обучению базовой сердечно-легочной реанимации и автоматической наружной дефибрилляции // Журн. им. Н.В. Склифосовского. Неотложная мед. помощь. 2019. Т. 8, № 2. С. 145-151. DOI: 10.23934/2223-9022-2019-8-2-145-151.

3. Биркун А.А., Дантанараяна В.Р. Открытый онлайн курс по базовой сердечно-легочной реанимации: исследование аудитории и эффектов дистанционной подготовки слушателей // Общ. реаниматология. 2020. Т. 16, № 2. С. 52-63. DOI: 10.15360/1813-9779-2020-2-52-63.

4. Богдан И.В., Гурылина М.В., Чистякова Д.П. Знания и практический опыт населения в вопросах оказания первой помощи // Здравоохр. Рос. Федерации. 2020. Т. 64, № 5. С. 253-257. DOI: 10.46563/0044197X-2020-64-5-253-257.

5. Дежурный Л.И., Лысенко К.И., Батурин Д.И. Роль оказания первой помощи пострадавшим в предотвращении преждевременной смертности в России // Соц. аспекты здоровья населения. 2011. Т. 18, № 2. С. 21.

6. Журавлев С.В., Колодкин А.А., Максимов Д.А. [и др.]. Организация учета частоты, объема и результативности мероприятий первой помощи // Пробл. соц. гигиены, здравоохр. и истор. медицины. 2020. Т. 28, № 4. С. 616-620. DOI: 10.32687/0869-866X-2020-28-4-616-620.

7. Anto-Ocrah M., Maxwell N., Cushman J. [et al.]. Public knowledge and attitudes towards bystander cardiopulmonary resuscitation (CPR) in Ghana, West Africa // Int. J. Emerg. Med. 2020. Vol 13, N 1. P. 29. DOI: 10.1186/s12245-020-00286-w.

8. Axelsson A.B., Herlitz J., Holmberg S., Thorén A.B. A nationwide survey of CPR training in Sweden: foreign born and unemployed are not reached by training programmes // Resuscitation. 2006. Vol. 70, N 1. P. 90-97. DOI: 10.1016/j.resuscitation.2005.11.009.

9. Beck S., Issleib M., Daubmann A., Zöllner C. Peer education for BLS-training in schools? Results of a randomized-controlled, noninferiority trial // Resuscitation. 2015. Vol. 94. P. 85-90. DOI: 10.1016/j.resuscitation.2015.06.026.

10. Birkun A., Gautam A., Trunkwala F., Böttiger B.W. Open online courses on basic life support: Availability and resuscitation guidelines compliance // Am. J. Emerg. Med. 2022. Vol. 62. P. 102-107. DOI: 10.1016/j.ajem.2022.08.013.

11. Birkun A., Kosova Y. Social attitude and willingness to attend cardiopulmonary resuscitation training and perform resuscitation in the Crimea // World J. Emerg. Med. 2018. Vol. 9, N 4. P. 237-248. DOI: 10.5847/wjem.j.1920-8642.2018.04.001.

12. Cartledge S., Saxton D., Finn J., Bray J.E. Australia’s awareness of cardiac arrest and rates of CPR training: results from the Heart Foundation’s Heart Watch survey // BMJ Open. 2020. Vol. 10. P. e033722. DOI: 10.1136/bmjopen-2019-033722.

13. Cheng A., Nadkarni V.M., Mancini M.B. [et al.]. Resuscitation Education Science: Educational Strategies to Improve Outcomes From Cardiac Arrest: A Scientific Statement From the American Heart Association // Circulation. 2018. Vol. 138, N 6. P. e82-e122. DOI: 10.1161/CIR.0000000000000583.

14. Cho G.C., Sohn Y.D., Kang K.H. [et al.]. The effect of basic life support education on laypersons’ willingness in performing bystander hands only cardiopulmonary resuscitation // Resuscitation. 2010. Vol. 81, N 6. P. 691- 694. DOI: 10.1016/j.resuscitation.2010.02.021.

15. Christensen D.M., Rajan S., Kragholm K. [et al.]. Bystander cardiopulmonary resuscitation and survival in patients with out-of-hospital cardiac arrest of non-cardiac origin // Resuscitation. 2019. Vol. 140. P. 98-105. DOI: 10.1016/j.resuscitation.2019.05.014.

16. Dobbie F., MacKintosh A.M., Clegg G. [et al.]. Attitudes towards bystander cardiopulmonary resuscitation: Results from a cross-sectional general population survey // PLoS One. 2018. Vol. 13, N 3. P. e0193391. DOI: 10.1371/journal.pone.0193391.

17. Ferhatoglu S.Y., Kudsioglu T. Evaluation of the reliability, utility, and quality of the information in cardiopulmonary resuscitation videos shared on Open access video sharing platform YouTube // Australas. Emerg. Care. 2020. Vol. 23, N 3. P. 211-216. DOI: 10.1016/j.auec.2020.05.005.

18. Gräsner J.T., Herlitz J., Tjelmeland I.B.M. [et al.]. European Resuscitation Council Guidelines 2021: Epidemiology of cardiac arrest in Europe // Resuscitation. 2021. Vol. 161. P. 61-79. DOI: 10.1016/j.resuscitation.2021.02.007.

19. Greif R., Bhanji F., Bigham B.L. [et al.]. Education, Implementation, and Teams: 2020 International Consensus on Cardiopulmonary Resuscitation and Emergency Cardiovascular Care Science With Treatment Recommendations // Circulation. 2020. Vol. 142, N 16, Suppl. 1. P. S222-S283. DOI: 10.1161/CIR.0000000000000896.

20. Greif R., Lockey A., Breckwoldt J. [et al.]. European Resuscitation Council Guidelines 2021: Education for resuscitation // Resuscitation. 2021. Vol. 161. P. 388-407. DOI: 10.1016/j.resuscitation.2021.02.016.

21. Greif R., Lockey A.S., Conaghan P. [et al.]. European Resuscitation Council Guidelines for Resuscitation 2015: Section 10. Education and implementation of resuscitation // Resuscitation. 2015. Vol. 95. P. 288-301. DOI: 10.1016/j.resuscitation.2015.07.032.

22. Harvey P.R., Higenbottam C.V., Owen A. [et al.]. Peer-led training and assessment in basic life support for healthcare students: synthesis of literature review and fifteen years practical experience // Resuscitation. 2012. Vol. 83. P. 894-899. DOI: 10.1016/j.resuscitation.2012.01.013.

23. Hasselqvist-Ax I., Riva G., Herlitz J. [et al.]. Early cardiopulmonary resuscitation in out-of-hospital cardiac arrest // N. Engl. J. Med. 2015. Vol. 372, N 24. P. 2307-2315. DOI: 10.1056/NEJMoa1405796.

24. Hsieh M.J., Bhanji F., Chiang W.C. [et al.]. Comparing the effect of self-instruction with that of traditional instruction in basic life support courses-A systematic review // Resuscitation. 2016. Vol. 108. P. 8-19. DOI: 10.1016/j.resuscitation.2016.08.021.

25. Juul Grabmayr A., Andelius L., Bo Christensen N. [et al.]. Contemporary levels of cardiopulmonary resuscitation training in Denmark // Resusc. Plus. 2022. Vol. 11. P. 100268. DOI: 10.1016/j.resplu.2022.100268.

26. Lim X.M.A., Liao W.A., Wang W., Seah B. The Effectiveness of Technology-Based Cardiopulmonary Resuscitation Training on the Skills and Knowledge of Adolescents: Systematic Review and Meta-analysis // J. Med. Internet Res. 2022. Vol. 24, N 12. P. e36423. DOI: 10.2196/36423.

27. Metelmann B., Metelmann C., Schuffert L. [et al.]. Medical Correctness and User Friendliness of Available Apps for Cardiopulmonary Resuscitation: Systematic Search Combined With Guideline Adherence and Usability Evaluation // JMIR Mhealth. Uhealth. 2018. Vol. 6, N 11. P. e190. DOI: 10.2196/mhealth.9651.

28. Nakagawa N.K., Oliveira K.M.G., Lockey A. [et al.]. Effectiveness of the 40-Minute Handmade Manikin Program to Teach Hands-on Cardiopulmonary Resuscitation at School Communities // Am. J. Cardiol. 2021. Vol. 139. P. 126-130. DOI: 10.1016/j.amjcard.2020.09.032.

29. Olasveengen T.M., Mancini M.E., Perkins G.D. [et al.]. Adult Basic Life Support: 2020 International Consensus on Cardiopulmonary Resuscitation and Emergency Cardiovascular Care Science With Treatment Recommendations // Circulation. 2020. Vol. 142, N 16, Suppl. P. S41-S91. DOI: 10.1161/CIR.0000000000000892.

30. Olasveengen T.M., Semeraro F., Ristagno G. [et al.]. European Resuscitation Council Guidelines 2021: Basic Life Support // Resuscitation. 2021. Vol. 161. P. 98-114. DOI: 10.1016/j.resuscitation.2021.02.009.

31. Ong M.E., Shin S.D., De Souza N.N. [et al.]. Outcomes for out-of-hospital cardiac arrests across 7 countries in Asia: The Pan Asian Resuscitation Outcomes Study (PAROS) // Resuscitation. 2015. Vol. 96. P. 100-108. DOI: 10.1016/j.resuscitation.2015.07.026.

32. Pei-Chuan Huang E., Chiang W.C., Hsieh M.J. [et al.]. Public knowledge, attitudes and willingness regarding bystander cardiopulmonary resuscitation: A nationwide survey in Taiwan // J. Formos. Med. Assoc. 2019. Vol. 118, N 2. P. 572-581. DOI: 10.1016/j.jfma.2018.07.018.

33. Perkins G.D., Hulme J., Bion J.F. Peer-led resuscitation training for healthcare students: a randomised controlled study // Intensive Care Med. 2002. Vol. 28, N 6. P. 698-700. DOI: 10.1007/s00134-002-1291-9.

34. Ro Y.S., Song K.J., Shin S.D. [et al.]. Association between county-level cardiopulmonary resuscitation training and changes in Survival Outcomes after out-of-hospital cardiac arrest over 5-years: A multilevel analysis // Resuscitation. 2019. Vol. 139. P. 291-298. DOI: 10.1016/j.resuscitation.2019.01.012.

35. Scapigliati A., Zace D., Matsuyama T. [et al.]. Community Initiatives to Promote Basic Life Support Implementation-A Scoping Review // J. Clin. Med. 2021. Vol. 10, N 24. P. 5719. DOI: 10.3390/jcm10245719.

36. Scquizzato T., Gazzato A., Semeraro F. [et al.]. Cardiac arrest reported in newspapers: A new, yet missed, opportunity to increase cardiopulmonary resuscitation awareness // Resuscitation. 2021. Vol. 160. P. 68-69. DOI: 10.1016/j.resuscitation.2021.01.002.

37. Semeraro F., Greif R., Böttiger B.W. [et al.]. European Resuscitation Council Guidelines 2021: Systems saving lives // Resuscitation. 2021. Vol. 161. P. 80-97. DOI: 10.1016/j.resuscitation.2021.02.008.

38. Wissenberg M., Lippert F.K., Folke F. [et al.]. Association of national initiatives to improve cardiac arrest management with rates of bystander intervention and patient survival after out-of-hospital cardiac arrest // JAMA. 2013. Vol. 310, N 13. P. 1377-1384. DOI: 10.1001/jama.2013.278483.


Рецензия

Для цитирования:


Биркун А.А. Общедоступный онлайн-курс как перспективное средство обучения и популяризации первой помощи при остановке сердца. Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2023;(2):24-38. https://doi.org/10.25016/2541-7487-2023-0-2-24-38

For citation:


Birkun A.A. Publicly available online course as a promising tool for teaching and promoting first aid skills in cardiac arrest. Medicо-Biological and Socio-Psychological Problems of Safety in Emergency Situations. 2023;(2):24-38. (In Russ.) https://doi.org/10.25016/2541-7487-2023-0-2-24-38

Просмотров: 526


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-4441 (Print)
ISSN 2541-7487 (Online)