Международный опыт оказания экстренной психологической помощи несовершеннолетним детям
Аннотация
Актуальность. Развитие системы оказания экстренной психологической помощи несовершеннолетним в нашей стране предполагает учет ведущего международного опыта как в части практики оказания экстренной психологической помощи, так и на уровне ее методического сопровождения.
Цель – обзор ключевых аспектов международного опыта оказания экстренной психологической по- мощи несовершеннолетним.
Методология. Объект работы составили научные статьи, проиндексированные в реферативно-библиографической базе данных Российского индекса научного цитирования, и статьи, включенные в международные базы данных.
Результаты и их анализ. Проанализированы основные метааналитические обзоры, а также данные о реализации системы экстренной психологической помощи в разных странах. Рассмотрены такие характеристики экстренной психологической помощи, как виды, сроки, место и агенты оказания, а также основные модальности психологической практики, в которых осуществляется психологическая поддержка и помощь несовершеннолетним. Степень научно-практической разработанности проблемы оказания экстренной психологической помощи несовершеннолетним в международном сообществе раскрывается через анализ двух основных руководств с рекомендациями по отношению к работе со стрессовыми реакциями в экстренных ситуациях для детей и подростков.
Заключение. Вариативность встраивания системы оказания экстренной психологической помощи как в структуру образовательной сферы, так и различных ведомств в различных странах, позволяет обоснованно выбрать оптимальную модель с учетом реалий нашей страны, в целом, и региональных особенностей, в частности.
Об авторах
О. Я. ГавриловаРоссия
Гаврилова Ольга Яковлевна – канд. психол. наук, зам. руководителя; доц. департамента психологии, Институт педагогики и психологии образования, Моск. гор. пед. ун-т
Россия, Москва, ул. Погодинская, д. 8
О. А. Ульянина
Россия
Ульянина Ольга Александровна – д-р психол. наук доц., руководитель; гл. науч. сотр. науч.-исслед. центра, Акад. управления МВД России
Россия, Москва, ул. Погодинская, д. 8
Список литературы
1. Малых С.Б., Бурмистрова Е.В. Экстренная психологическая помощь: модель психологической службы образования // Психология экстремальных ситуаций / под ред. В.В. Рубцова, С.Б. Малых. М. : Психол. ин-т РАО, 2007. С. 131–142.
2. Филиппова М.В. Зарубежный опыт организации и оказания психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях // Технологии гражданской безопасности. 2015. Т. 12, № 1 (43). С. 74–77.
3. Церфус Д.Н., Винокурова Н.Г. Специфика организации экстренной психологической помощи в Израиле при кризисных ситуациях // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2015. № 3 (28). С. 21–24.
4. Церфус Д.Н., Винокурова Н.Г., Меткин М.В. Специфика межэтнического взаимодействия в Финляндии при оказании экстренной психологической помощи в кризисной ситуации // Этнопсихология: актуальные проблемы современного мира : материалы межрегион. науч.-практ. конф. с междунар. участием / отв. ред. Е.В. Афонасенко. Благовещенск, 2015. С. 190–194.
5. Церфус Д.Н., Головинский А.А., Иванова Т.В. Деятельность специалистов службы экстренной психологической помощи Австралии в чрезвычайных ситуациях // Социальная и личностная безопасность и защита человека: эволюция форм и современные парадигмы : материалы междунар. заочной науч.-практ. конф., посвящ. 40-летию Амурского гос. ун-та. Благовещенск, 2015. С. 137–147.
6. Askenazy F., Gindt M., Chauvelin L. [et al.]. Early Phase Psychiatric Response for Children and Adolescents After Mass Trauma: Lessons Learned From the Truck-Ramming Attack in Nice on July 14th, 2016. Frontiers in Psychiatry. 2019. Vol. 10. Рp. 65. DOI: 10.3389/fpsyt.2019.00065.
7. Benyamini K. School psychological emergency interventions: Proposal for guidelines based on recent Israeli experience. Mental Health and Society. 1976. Vol. 3, N 1-2. Pp. 22–32.
8. Berger R., Gelkopf M. School-based intervention for the treatment of Tsunami-related distress in children: A quasirandomized controlled trial. Psychotherapy and psychosomatics. 2009. Vol. 78, N 6. Pp. 364–671. DOI: 10.1159/000235976.
9. Berger R., Pat-Horenczyk R., Gelkopf M. School-based intervention for prevention and treatment of elementarystudents’ terror-related distress in Israel: A quasi-randomized controlled trial. Journal Trauma Stress. 2007. Vol. 20, N 4. Pp. 541–551. DOI: 10.1002/jts.20225.
10. Brown E.J., McQuaid J., Farina L. [et al.]. Matching interventions to children’s mental health needs: Feasibility and acceptability of a pilot school-based trauma intervention program. Education and Treatment of Children. 2006. Vol. 29, N 2. Pp. 257–286.
11. Dean K.L., Langley A.K., Kataoka S.H. [et al.]. School-based disaster mental health services: Clinical, policy, and community challenges. Professional Psychology: Research and Practice. 2008. Vol. 39, N 1. Pp. 52–57. DOI: 10.1037/0735-7028.39.1.52.
12. Gelkopf M., Berger R. A school-based, teacher-mediated prevention program (ERASE-Stress) for reducing terrorrelated traumatic reactions in Israeli youth: A quasi-randomized controlled trial. The Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2009. Vol. 50, N 8. Pp. 962–971. DOI: 10.1111/j.1469-7610.2008.02021.x.
13. Gelkopf M., Ryan P., Cotton S.J., Berger R. The impact of “Training the Trainers Course” for helping tsunami-survivor children on Sri Lankan disaster volunteer workers. International Journal of Stress Management. 2008. Vol. 15, N 2. Pp. 117–135. DOI: 10.1037/1072-5245.15.2.117.
14. Goenjian A.K., Karayan I., Pynoos R.S. [et al.]. Outcome of psychotherapy among early adolescents after trauma. American Journal of Psychiatry. 1997. Vol. 54, N 4. Pp. 536–542. DOI: 10.1176/AJP.154.4.536.
15. Goenjian A.K., Walling D., Steinberg A.M. [et al.]. Prospective study of posttraumatic stress and depressive reactions among treated and untreated adolescents 5 years after a catastrophic disaster. American Journal of Psychiatry. 2005. Vol. 162, N 12. Pp. 2302–2308. DOI: 10.1176/appi.ajp.162.12.2302.
16. Kilmer R.P., Gil-Rivas V., Macdonald J. Implications of major disaster for educators, administrators, and school-based mental health professionals: Needs, actions, and the example of Mayfair Elementary. Helping Families and Communities Recover from Disaster: Lessons Learned from Hurricane Katrina and Its Aftermath. Eds.: Kilmer R.P. [et al.]. Washington : American Psychological Press, 2010. Pp. 167–191. DOI: 10.1037/12054-007.
17. Newman E., Pfefferbaum B., Kirlic N. [et al.]. Meta-Analytic Review of Psychological Interventions for Children Survivors of Natural and Man-Made Disasters. Current Psychiatry Reports. 2014. Vol. 16, N 9. Рp. 462. DOI: 10.1007/s11920-014-0462-z.
18. NICE guideline NG39. Majour Trauma: Assessement and Initial Management. National Institute for Health and Care Excellence. 2016. 23 р. URL: https://www.nice.org.uk/guidance/ng39.
19. Pfefferbaum B., Varma V., Nitiéma P., Newman E. Universal Preventive Interventions for Children in the Context of Disasters and Terrorism. Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America. 2014. Vol. 23, N 2. Pp. 363–382. DOI: 10.1016/j.chc.2013.12.006.
20. Phoenix Australia – Centre for Posttraumatic Mental Health. Australian Guidelines for the Prevention and Treatment of Acute Stress Disorder, Posttraumatic Stress Disorder and Complex PTSD. Melbourne, VIC: Phoenix Australia. 2020. URL: https://www.phoenixaustralia.org/australian-guidelines-for-ptsd.
21. Pullins L.G., McCammon S.L., Lamson A.S., Wuensch K.L., Mega L. School-based post-flood screening and evaluation: Findings and challenges in one community. Stress, Trauma, and Crisis. 2005. Vol. 8, N 4. Pp. 229–249. DOI: 10.1080/15434610500406343.
22. Rolfsnes E.S., Idsoe Т. School-based intervention programs for PTSD symptoms: A review and meta-analysis. Journal of Traumatic Stress. 2011. Vol. 24, N 2. Pp. 155–165. DOI: 10.1002/jts.20622.
23. Ronan K.R., Johnston D.M. Behaviourally-based interventions for children following volcanic eruptions: An evaluation of effectiveness. Disaster Prevention and Management. 1999. Vol. 8, N 3. Pp. 169–176. DOI: 10.1108/09653569910275364.
24. Ronan K.R., Johnston D.M. Hazards Education for Youth: A Quasi-Experimental Investigation. Risk Analysis. 2003. Vol. 23, N 5. Pp. 1009–1020. DOI: 10.1111/1539-6924.00377.
25. Saylor C., Deroma V. Assessment of children and adolescents exposed to disaster // Helping Children Cope with Disasters and Terrorism. Eds: A.M. La Greca [et al.]. Washington : American Psychological Association, 2002. Рp. 35–53. DOI: 10.1037/10454-002.
26. Wolmer L., Laor N., Dedeoglu C. [et al.]. Teacher-mediated intervention after disaster: a controlled three-year follow-up of children’s functioning. The Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2005. Vol. 46, N 11. Pp. 1161–1168. DOI: 10.1111/j.1469-7610.2005.00416.x.
27. Wolmer L., Laor N., Yazgan Y. School reactivation programs after disaster: could teachers serve as clinical mediators? Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America. 2003. Vol. 12, N 2. Pp. 363–381. DOI: 10.1016/S1056-4993(02)00104-9.
28. Wooding S., Raphael B. Psychological impact of disasters and terrorism on children and adolescents: experiences from Australia. Prehospital and disaster medicine. 2004. Vol. 19, N 1. Pp. 10–20. DOI: 10.1017/S1049023X00001436.
Рецензия
Для цитирования:
Гаврилова О.Я., Ульянина О.А. Международный опыт оказания экстренной психологической помощи несовершеннолетним детям. Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2021;(3):108-115. https://doi.org/10.25016/2541-7487-2021-0-3-108-115
For citation:
Gavrilova O.Y., Ulyanina O.A. International experience in providing emergency psychological assistance to minors. Medicо-Biological and Socio-Psychological Problems of Safety in Emergency Situations. 2021;(3):108-115. (In Russ.) https://doi.org/10.25016/2541-7487-2021-0-3-108-115