Волевые аспекты формирования личности у курсантов образовательных учреждений МЧС России
https://doi.org/10.25016/2541-7487-2020-0-4-114-122
Аннотация
Актуальность. Несмотря на значительное количество работ, посвященных исследованию волевой регуляции у курсантов ведомственных образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России, необходимо отметить, что проблемы ее развития в период обучения остаются все еще недостаточно изученными. В связи с этим представляет интерес проведение сравнительного анализа волевой регуляции у курсантов разных курсов и выявления ее особенностей, учет которых при организации учебного процесса мог бы способствовать повышению уровня профессиональной подготовленности будущих сотрудников МЧС России.
Цель - изучение особенностей волевой регуляции у курсантов образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России.
Методология. В исследовании приняли участие 100 курсантов Академии Государственной противопожарной службы МЧС России мужского пола в возрасте от 17 до 22 лет. В 1-ю группу (n = 50) включили курсантов I курса, во 2-ю (n = 50) - III курса. Для изучения особенностей волевой регуляции психических качеств у курсантов использовались стандартизованные психодиагностические методики. Статистическую оценку результатов провели при помощи U- критерия Манна-Уитни и F- критерия Фишера (для парных сравнений линейно независимых показателей волевой регуляции).
Результаты и их анализ. Установлено, что большая часть курсантов в обеих группах при реализации того или иного намерения склонны к выполнению действия, в то же время, курсанты III курса чаще ориентируются на свое текущее психическое состояние. Полагаем, что данный факт обусловлен условиями обучения, а именно, в учебных заведениях закрытого либо открытого типа. Сравнительный анализ показателей самоконтроля у курсантов показал, что в эмоциональной сфере, деятельности и поведении первокурсники проявляют более высокий уровень самоконтроля, чем курсанты III курса. Также выявлена тенденция снижения самооценки волевых качеств у респондентов к III курсу обучения, при этом общий профиль самооценок волевых качеств в обеих группах остается одинаковым, что, вероятно, обусловлено особенностями восприятия трудностей, с которыми столкнулись первокурсники, и их мотивацией социального одобрения. В исследовании, проведенном на выборке студентов гражданского вуза, выявлена похожая тенденция. Оценка дисперсии показателей психодиагностики показала их большую однородность у курсантов I курса, чем у III курса, что возможно связано изменениями условий обучения, снижением внешнего контроля за обучающимися и другими причинами.
Заключение. Выявлены различия в показателях волевой регуляции у курсантов разных курсов. Предложены рекомендации для психологов, осуществляющих психологическое сопровождение учебного процесса. Намечены пути дальнейшего исследования с целью изучения структуры волевых качеств личности и взаимосвязей самоконтроля, волевой регуляции и смысложизненных ориентаций.
Об авторах
О. В. СтрельцовРоссия
Стрельцов Олег Васильевич - начальник сектора, отдел 1.3 НИЦ.
Московская обл., Балашиха, мкр. ВНИИПО, д. 12.
Е. В. Бобринев
Россия
Бобринев Евгений Васильевич - кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник, отдел 1.3 НИЦ.
Московская обл., Балашиха, мкр. ВНИИПО, д. 12.
Т. А. Шавырина
Россия
Шавырина Татьяна Александровна - кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник, отдел 1.3 НИЦ.
Московская обл., Балашиха, мкр. ВНИИПО, д. 12.
О. С. Маторина
Россия
Маторина Ольга Сергеевна - старший научный сотрудник, отдел 1.3 НИЦ.
Московская обл., Балашиха, мкр. ВНИИПО, д. 12.
В. А. Маштаков
Россия
Маштаков Владислав Александрович - заместитель начальника, отдел 1.3 НИЦ.
Московская обл., Балашиха, мкр. ВНИИПО, д.12.
Список литературы
1. Аникеева Н.В., Паршутин И.А. Исследование волевой сферы личности курсантов, обучающихся в образовательных организациях МВД России открытого и закрытого типов [Электронный ресурс] // Психология и право. 2018 Т 8, № 4. С. 142-154. DOI: 10.17759/psylaw.2018080413.
2. Барабанов Д.Д. Сравнительный анализ особенностей волевой регуляции и мотивационно-смысловой сферы личности у студентов разных курсов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2012. № 3. С. 60-69.
3. Барабанов Д.Д. Развитие волевой регуляции студентов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2015. 33 с.
4. Бережная И.Ф., Коточигов Р.В. Программа формирования нравственно-волевых качеств курсантов в образовательном процессе вузов МЧС // Педагогическое образование: вызовы XXI века: сб. науч. ст. IX междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. А.И. Смоляр. Самара : СГСПУ, 2018. С. 169-172.
5. Гусарова Е.Н., Шутилова М.А. Формирование волевых качеств у студентов, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление» // Культурная жизнь Юга России. Приложение. 2015. № 1 (1). С. 130-133.
6. Зверев В.Л., Дмитриева О.Б. Психическая готовность выпускников Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы к исполнению служебно-профессиональных обязанностей // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2010. № 4 (9). С. 26-32.
7. Земскова А.А. Теоретические аспекты саморегуляции у курсантов МЧС России как способ повышения стрессоустойчивости в будущей профессионально напряженной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-4. С. 172-180.
8. Иванников В.А., Шляпников В.Н. Особенности волевой регуляции у представителей разных этнокультурных групп // Экспериментальная психология. 2019. Т. 12, № 1. С. 70-84. DOI: 10.17759/exppsy/2019120116.
9. Савенко В.В. Особенности принятия решения курсантами - выпускниками Академии Государственной противопожарной службы МЧС РФ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 4 (25). С. 350-354.
10. Шеффе Г. Дисперсионный анализ. М. : Наука, 1980. 512 с.
11. Шингаев С.М. Психодиагностика и формирование волевых качеств курсантов высшего военноучебного заведения : автореф. дис. . ..канд. психол. наук. СПб., 2001. 18 с.
12. Шляпников В.Н. Динамика волевой регуляции в процессе профессиональной адаптации молодых специалистов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2007. № 4. С. 75-83.
13. Шляпников В.Н. Роль волевой регуляции в процессе профессиональной адаптации молодых специалистов // Вопросы психологии. 2010. № 6. С. 4-16.
14. Bol L., Garner J. Challenges in Supporting Self-Regulation in Distance Education Environments // Journal Computer High Education. 2011. Vol. 23. P. 104-123. DOI: 10.1007/s12528-011-9046-7.
15. Diefendorff J.M., Hall R.J., Lord R.G., Strean M. Action-state orientation: Construct validity of a revised measure and its relationship to work-related variables // J. Appl. Psychol. 2000. Vol. 85, N 2. P. 250-263. DOI: 10.1037/0021-9010.85.2.250.
16. Husman J., Corno L. Volitional control of learning // International Encyclopedia of Education. 2010. P. 724-731. URL: https://doi.org/10.1016/B978-0-08-044894-7.00604-7.
17. Ivanov A.V., Akhtyan A.G., Vishnyakova V.A. [et al.]. Development of Volitional Qualities of Adolescent in the Pedagogy of Consciousness // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2018. Vol. 13, N 1b. Article 87. DOI: 10.29333/ejac/102252.
18. Kuhl J. Who controls whom when “I control myself”? // Psychological Inquiry. 1996. Vol. 7, N 1. P. 61-68.
19. Mccann E., Turner J. Increasing Student Learning Through Volitional Control // Teachers College Record. 2004. Vol. 106. P. 1695-1714. DOI: 10.1111/j.1467-9620.2004.00401.x.
Рецензия
Для цитирования:
Стрельцов О.В., Бобринев Е.В., Шавырина Т.А., Маторина О.С., Маштаков В.А. Волевые аспекты формирования личности у курсантов образовательных учреждений МЧС России. Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2020;(4):114-122. https://doi.org/10.25016/2541-7487-2020-0-4-114-122
For citation:
Streltsov O.V., Bobrinev E.V., Shavyrina T.A., Matorina O.S., Mashtakov V.A. Volitional aspects of personality formation in cadets of educational institutions of EMERCOM of Russia. Medicо-Biological and Socio-Psychological Problems of Safety in Emergency Situations. 2020;(4):114-122. (In Russ.) https://doi.org/10.25016/2541-7487-2020-0-4-114-122