Preview

Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях

Расширенный поиск

ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ, КАК ИНТЕГРАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ, У КУРСАНТОВ МЧС РОССИИ

https://doi.org/10.25016/2541-7487-2019-0-3-94-105

Полный текст:

Аннотация

Актуальность. Исследование жизнестойкости, как интегративного ресурса личности, определяющего ее психологическую устойчивость у курсантов вузов МЧС России с целью разработки психокоррекционной программы, обусловлено потребностью повышения эффективности подготовки курсантов к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях и сохранения уровня их здоровья.

Цель – расширить представление о структуре жизнестойкости на основе выявления сопряженных с ее проявлениями характеристик личности у курсантов МЧС России.

Методология. Обследованы 150 курсантов факультета пожарной безопасности в возрасте от 19 до 21 года Дальневосточной пожарно-спасательной академии – филиала Санкт Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. Использовали психодиагностические методики, комплекс реабилитационный психофизиологический для тренинга с биологически обратной связью «Реакор», УПФТ 1/30 «Психофизиолог».

Результаты и их анализ. Исследования выявили, что параметры осмысленности жизни увеличиваются прямо пропорционально уровню жизнестойкости. Анализ терминальных ценностей показал, что у курсантов с низким уровнем жизнестойкости выражены стремления к свободе, материально обеспеченной жизни, удовольствиям, в то время как курсанты с высокой жизнестойкостью ставят в приоритет развитие, постоянное физическое и духовное самосовершенствование. У курсантов с низким и сред ним уровнем жизнестойкости показатели внутренней мотивации по тесту К. Замфир были меньше, чем у курсантов с высокой жизнестойкостью. Внешняя отрицательная мотивация в группе курсантов со сниженной жизнестойкостью, наоборот, была больше, что обусловлено мотивами избегания, порицания, преобладающими над внешней положительной мотивацией. Адаптационный процесс к новым или меняющимся условиям у курсантов с низкой жизнестойкостью происходит достаточно сложно и может быть нарушен в зависимости от внешних обстоятельств. У курсантов с низким уровнем жизнестойкости обнаружены педантичные, тревожные, циклотимные, возбудимые и дистимные акцентуации характера, со средним – циклотимные и демонстративные, с высоким – гипертимные и демонстративные. В группе курсантов с низкой и средней жизнестойкостью отмечается повышение конфронтационной копинг стратегии. Повышение показателей по стратегии бегство–избегание отмечается у курсантов с низкой жизнестойкостью в отличие от групп со средними и высокими значениями (p < 0,05). Низкая жизнестойкость по результатам обследования свидетельствует о снижении напряженности, преобладании парасимпатической активности, выраженной инертности и пассивности при выполнении тактико-технических действий. Анализ различий функций внимания показал, что у курсантов с высоким уровнем жизнестойкости после тренировки в теплодымокамере увеличились показатели скорости внимания. У курсантов с высоким уровнем жизнестойкости среднее и максимальное время реакции, затраченное на выполнение задания, было меньше, чем у курсантов с низким и средним уровнем (p < 0,01), что свидетельствует о повышенной концентрации внимания, активности, быстродействии. Бо́льшее время реакции у курсантов с низкой жизнестойкостью, возможно, указывает на их пассивность и инертность при выполнении заданий (p <0,01). Анализ различий зрительно моторной реакции после прохождения испытания в теп лодымокамере показал увеличение среднего и максимального времени реакции в группе курсантов с низкой и средней жизнестойкостью (p >< 0,05). Структура жизнестойкости представлена биологическим (психофизиологическим) компонентом, социальным и психологическим. Предикторами жизнестойкости являются осмысленность жизни, стратегии совладающего поведения – самоконтроль, принятие ответственности, бегство–избегание; личностный адаптационный потенциал и его компоненты – поведенческая регуляция и коммуникативный потенциал; ригидный и эмотивный типы акцентуаций характера; внешняя отрицательная мотивация; психофизиологические показатели – вагосимпатический баланс (LF/HF), среднее время реакции.

Заключение. Экспериментальное исследование психологических факторов реакций на профессиональные стрессоры у курсантов позволило составить схему жизнестойкости, как интегральной характеристики личности, и выявить ее компоненты.

Об авторах

А. А. Земскова
Дальневосточная пожарно-спасательная академия – филиал Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России
Россия
ст. препод. каф. гуманит. и соц.-экон. дисциплин


Н. А. Кравцова
Тихоокеанский государственный медицинский университет
Россия
д-р психол. наук доц., зав. каф. клинич. психологии


Список литературы

1. Александрова Л.А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире // Изв. ЮФУ. Техн. науки. 2005. № 7. С. 83–84.

2. Ашанина Е.Н., Кулаков Д.В. Выраженность и особенности дезадаптивных нервно-психических состояний у сотрудников ГПС МЧС России // Учен. зап. ун та им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 9. С. 24–28.

3. Ашанина Е.Н., Кулаков Д.В. Теория и практика коррекции дезадаптивных нервно психических состояний с помощью аудиовизуального воздействия и биологически обратной связи : монография. СПб. : Политехника сервис, 2012. 101 с.

4. Земскова А.А., Кравцова Н.А. Взаимосвязь психофизиологических адаптационных реакций с личностными особенностями курсантов в условиях тренировочной ситуации // Тихоокеан. мед. журн. 2017. № 2 (68). С. 87–92.

5. Земскова А.А., Кравцова Н.А. Взаимосвязь жизнестойкости с психофизиологическими свойствами курсантов в тренировочных условиях // Сиб. психол. журн. 2017. № 65. C. 40–52. DOI: 10.17223/17267080/65/3.

6. Земскова А.А., Кравцова Н.А., Лукьянова Е.Л. Психофизиологические реакции и копинг стратегии курсантов в условиях моделирования профессиональной деятельности // Пробл. упр. рисками в техносфере. 2017. № 2 (42). С. 172–178.

7. Матыцина Е.Н. Психологические особенности защитно-совладающего поведения и профессиональное выгорание инспекторов Государственного пожарного надзора и сотрудников пожарных частей МЧС России // Мед. биол. и соц. психол. пробл. без опасности в чрезв. ситуациях. 2012. № 1. С. 81–84.

8. Мельников В.И., Леонтьев В.Г. Применение модифицированного теста Люшера для диагностики психических состояний личности // Психо-педагогика в правоохранительных органах. 2001. № 2. С. 112–114.

9. Стрельникова Ю.Ю. Психологические и соматические последствия участия в ликвидации пожаров повышенного ранга сложности [Электронный ресурс] // Вестн. С. Петерб. ун та ГПС МЧС России. 2014. № 1. С. 139–146. URL: http://vestnik.igps.ru.

10. Стрельникова Ю.Ю. Структурно динамическая модель личностных изменений специалистов профессий экстремального профиля : автореф. дис. … д ра психол. наук. СПб., 2016. 55 с.

11. Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности: монография. М.: МПГУ: Прометей, 2012. 151 с.

12. Kobasa S.C. Stressful life events, personality and health: an inquiry into hardiness // J. Pers. Soc. Psychol. 1979. Vol. 37. P. 1–11.

13. Maddi S.R., Kobasa S.C. The hardy executive: health under stress. Homewood. Homewood: Dow Jones Irwin, 1984. 131 p.


Для цитирования:


Земскова А.А., Кравцова Н.А. ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ, КАК ИНТЕГРАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ, У КУРСАНТОВ МЧС РОССИИ. Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2019;(3):94-105. https://doi.org/10.25016/2541-7487-2019-0-3-94-105

For citation:


Zemskova A.A., Kravtsova N.A. RESILIENCE AS AN INTEGRAL CHARACTERISTIC OF PERSONALITY AMONG CADETS OF EMERCOM OF RUSSIA. Medicо-Biological and Socio-Psychological Problems of Safety in Emergency Situations. 2019;(3):94-105. (In Russ.) https://doi.org/10.25016/2541-7487-2019-0-3-94-105

Просмотров: 115


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-4441 (Print)
ISSN 2541-7487 (Online)