Preview

Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях

Расширенный поиск

Анализ мотивации к обучению студентов, осваивающих профессию техника-спасателя

https://doi.org/10.25016/2541-7487-2024-0-1-72-77

Аннотация

Актуальность. Профессия спасателя в настоящее время является одной из наиболее значимых из-за увеличения количества и тяжести последствий чрезвычайных ситуаций и катастроф. Реализация успешной профессиональной деятельности возможна только специалистами, обладающими набором знаний, умений, навыков и имеющими сформированную мотивацию и осознание сущности своей будущей профессии.

Цель – изучить мотивацию к обучению и ее связь с успеваемостью у студентов колледжа по направлению «Защита в чрезвычайных ситуациях» на разных курсах обучения.

Методология. У студентов колледжа II–IV курсов оценили мотивацию к обучению по методике Т.И. Ильиной, а также собрали данные успеваемости по профессионально значимым дисциплинам.

Результаты. Оценка мотивации показала, что у студентов присутствует высокое стремление хорошо овладеть профессиональными знаниями, умениями и навыками, которое сохраняется на протяжении учебы. Высокий уровень мотивации отмечался на II курсе у 74,7 %, на III курсе – у 66,3 %, на IV курсе – у 67,1 % учащихся. Однако часть студентов при обучении на каждом курсе стремятся получить образование формально. Например, в ряде случаев при корреляционном анализе показателей успеваемости и мотивации к овладению знаниями не выявлялись статистически достоверные связи и, в то же время, они обнаруживались между мотивацией к овладению профессией и получению диплома.

Заключение. Корригирование значимых мотивов у студентов к получению профессионального образования может повысить учебно-профессиональную мотивацию и успешность обучения в целом.

Об авторах

А. В. Соколовская
Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова
Россия

Соколовская Анастасия Владимировна – аспирант каф. профильных гигиенических дисциплин 

Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9



О. В. Казаева
Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова
Россия

Казаева Ольга Викторовна – канд. мед. наук доц., каф. профильных гигиенических дисциплин 

Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9



Е. Е. Груздев
Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова
Россия

Груздев Евгений Евгеньевич — канд. мед. наук доц., каф. профильных гигиенических дисциплин 

Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9



Список литературы

1. Газизулин А.И. Проблемы мотивации курсантов вузов ФСИН России при формировании физической компетенции // Изв. Самарского науч. центра Рос. акад. наук. Соц., гуманит., мед.-биол. науки. 2019. Т. 21, № 65. С.22–26.

2. Гемешлиев Ф.К., Лызь Н.А. Модель психологической готовности студентов к освоению программ профессиональной подготовки // Изв. ЮФУ. Технич. науки. 2011. № 10 (123). С. 162–168.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб. [и др.] : Питер, 2002. 512 с.

4. Карапетян Л.В., Редина Е.А. Мотивационная готовность психологов к оказанию экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. 2021. № 1. С. 107–115. DOI: 10.25016/2541-7487-2021-0-1-107-115.

5. Лустгартен Т.Ю. Формирование психологической готовности выпускников направления техносферной безопасности к действиям в чрезвычайных ситуациях // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 3. С. 70–73.

6. Осипова Н.Г., Колодезная Г.В., Шевцов А.Н. О закономерностях и причинах отчислений в вузе и мотивации учебной деятельности студентов // Образование и наука. 2018. № 6. С. 158–182. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-6-158-182.

7. Савенкова И.А., Ильина Ю.В. Мотивационная готовность студентов 1 курса к обучению в высших учебных заведениях // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72 (1). С. 395–398.

8. Соколовская А.В., Казаева О.В. Оценка склонности к риску у будущих техников-спасателей // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. 2022. № 4. С. 112–117. DOI: 10.25016/2541-7487-2022-0-4-112-117.

9. Соколовская А.В., Казаева О.В., Силкина А.О. Факторы риска здоровью обучающихся в условиях реформирования системы среднего профессионального образования // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2022. Т. 10, № 1. С. 113–122. DOI: 10.23888/HMJ2022101113-122.

10. Стрельцов О.В., Бобринев Е.В., Шавырина Т.А. [и др.]. Волевые аспекты формирования личности у курсантов образовательных учреждений МЧС России // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. 2020. № 4. С. 114–122. DOI: 10.25016/2541-7487-2020-0-4-114-122.

11. Фральцова Т.А., Монахов П.А. Предложения по совершенствованию техники и технологии обучения спасателей // Технологии гражд. безопасности. 2014. Т. 11, № 4 (42). С. 90–97.


Рецензия

Для цитирования:


Соколовская А.В., Казаева О.В., Груздев Е.Е. Анализ мотивации к обучению студентов, осваивающих профессию техника-спасателя. Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2024;(1):72-77. https://doi.org/10.25016/2541-7487-2024-0-1-72-77

For citation:


Sokolovskaya A.V., Kazaeva O.V., Gruzdev E.E. Analyzing professional motivation in students mastering the profession of rescue technician. Medicо-Biological and Socio-Psychological Problems of Safety in Emergency Situations. 2024;(1):72-77. (In Russ.) https://doi.org/10.25016/2541-7487-2024-0-1-72-77

Просмотров: 189


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-4441 (Print)
ISSN 2541-7487 (Online)