Личностные детерминанты ментального позиционирования феноменов экстремальности
https://doi.org/10.25016/2541-7487-2024-0-1-56-64
Аннотация
Введение. Актуальность исследования обусловлена значимостью выявления личностных детерминант субъектного понимания проявлений экстремальности в рамках повышения эффективности реагирования на них.
Цель – установить особенности детерминации рядом психологических характеристик ментального позиционирования субъектом в пространстве безопасности базовых для него феноменов экстремальности.
Методология. Респондентами выступили 112 студентов в возрасте 19–21 года столичных и региональных вузов. В качестве методов исследования использованы ассоциативный эксперимент, субъективное шкалирование, тестирование по опроснику HEXACO-PI-R-60. Обработка эмпирического материала проводилась с использованием методов нахождения средних, процентного распределения, ранжирования, корреляционного, факторного и регрессионного анализа, χ2-критерия Пирсона.
Результаты и их анализ. На субъективном уровне экстремальность ассоциируется с рядом феноменов, различающихся по стереотипизированности и объективности (опасность, угроза, риск/рискованность, сложность, страх, необычность, крайность, катастрофа, чрезвычайность, ужас/ужасность, предельность, немыслимость, максимализм/максимальность, хитроумность, экстраординарность, убийство, сверх требование, пожар, наводнение, стужа, случайность, снегопад, жара). Различаясь по оценкам по шкале опасность/безопасность, феномены экстремальности образуют структуру, включающую компоненты «катастрофа», «чрезвычайность», «угроза» и «риск». Структурные компоненты экстремальности в ментальном пространстве субъектов по своей опасности/безопасности позиционируются последовательностью катастрофа – угроза – чрезвычайность – риск в диапазоне от «скорее опасно, чем безопасно» до «безопасно». Личностные характеристики с высоким уровнем достоверности различаются по их вкладу в субъектную оценку степени опасности/безопасности структурных компонентов экстремальности. Представлены регрессионные модели оценки выборкой студентов опасности/безопасности структурных компонентов экстремальности на базе рассмотренных свойств личности. Установлено, что наиболее значимый вклад в оценку опасности/безопасности компонентов экстремальности вносят эмоциональность, добросовестность и открытость опыту.
Заключение. Знание того, что эмоциональность играет ключевую роль в оценке субъектом уровня опасности/безопасности различных феноменов экстремальности, предъявляет высокие требования к развитию системы эмоциональной саморегуляции человека. В частности, особое внимание на совершенствование соответствующей способности необходимо обращать в рамках подготовки представителей экстремальных профессий.
Ключевые слова
Об авторах
Т. М. КраснянскаяРоссия
Краснянская Татьяна Максимовна – д-р психол. наук проф., каф. общ., соц. психологии и истории психологии
Москва, ул. Юности, д. 5
В. Г. Тылец
Россия
Тылец Валерий Геннадьевич – д-р психол. наук проф., каф. психологии и пед. антропологии
Москва, ул. Остоженка, д. 38, стр. 1
В. В. Иохвидов
Россия
Иохвидов Владимир Вячеславович – канд. пед. наук доц., каф. общ. педагогики и пед. технологий
Ессентуки, ул. Долина роз, д. 7
Список литературы
1. Альперович В.Д. «Я» человека сквозь призму теории отношений, сценарного и нарративного подходов: сравнительный анализ // Познание и переживание. 2023. Т. 4, № 2. С. 20–37. DOI: 10.51217/cogexp_2023_04_02_02.
2. Аринушкина Н.С., Бабаева М.В. Особенности проявления психологической безопасности и социально-психологической адаптации иностранных студентов // Человеческий капитал. 2023. № 12-2 (180). С. 259–264. DOI: 10.25629/HC.2023.12.65.
3. Ащепков Е.Е. Готовность к принятию рискованных решений как профессиональное качество лидера в современных геополитических условиях // Мировые цивилизации. 2023. Т. 8, № 1. С. 28–37.
4. Егорова М.С., Паршикова О.В. Адаптация опросника HEXACO-PI-R на российской выборке // Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса : cб. материалов III всерос. конф. / под ред. Н.А. Батурина. Челябинск : Изд. центр ЮУрГУ, 2015. Т. 1. С. 129–134.
5. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. [В 2 т.]. М.: Рус. язык, 2000. Т. 2: П–Я. 1084 с.
6. Качимская А.Ю. Оценивание школьниками психологического насилия в коммуникативном пространстве взаимодействия с педагогом // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11, № 3. С. 26.
7. Кошенова М.И., Волохова В.И. К вопросу о взаимосвязи темпоральной компетентности и психологических границ личности // Сиб. пед. журн. 2016. № 6. С. 96–100.
8. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Персональные концепции безопасности студентов-юристов // Психология и право. 2023. Т. 13, № 3. C. 108–118. DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2023130308.
9. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологические ресурсы безопасности личности с различным опытом экстремальности // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. 2015. № 2. С. 100–107.
10. Краснянская Т.М., Тылец В.Г., Иохвидов В.В. Концепция личной безопасности как психолого-криминологический фактор самообороны // Всерос. криминологич. журн. 2018. Т. 12, № 6. C. 826–835. DOI: 10.17150/2500-4255.2018.12(6).826-835.
11. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. II. 320 с.
12. Лепехин Н.Н., Круглов В.Г., Круглова М.А. [и др.]. Диспозиционные предикторы конфликтоустойчивости студентов // Соц. психология и общество. 2023. Т. 14, № 1. С. 92–110. DOI: 10.17759/sps.2023140106.
13. Маралов В.Г., Маралова Т.П. Психологические особенности взаимосвязи отношения к опасностям с отношением к людям у студентов // Ярославский пед. вестн. 2022. № 2 (125). С. 96–105. DOI: 10.20323/1813-145X-2022-2-125-96-105.
14. Погодаева М.В., Никулина Т.И., Чепурко Ю.В., Митина Ю.В. Социометрический статус подростка и его тревожность как показатели уровня психологической безопасности // Обзор пед. исслед. 2023. Т. 5, № 5. С. 68–73.
Рецензия
Для цитирования:
Краснянская Т.М., Тылец В.Г., Иохвидов В.В. Личностные детерминанты ментального позиционирования феноменов экстремальности. Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2024;(1):56-64. https://doi.org/10.25016/2541-7487-2024-0-1-56-64
For citation:
Krasnianskaya T.M., Tylets V.G., Iokhvidov V.V. Personal determinants of extreme phenomena mental positioning. Medicо-Biological and Socio-Psychological Problems of Safety in Emergency Situations. 2024;(1):56-64. (In Russ.) https://doi.org/10.25016/2541-7487-2024-0-1-56-64